Нумизматика и нумизматы rss feed Нумизматика - Россия, монеты - ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ в тверской монетной символике

Рекламный блок

Интересное:

Реальная стоимость монет СССР

News image

Многих людей интересует, какова же реальная стоимость монет СССР. Наверняка у ...

Сколько стоит рубль?

News image

Современному коллекционеру необходимо разбираться не только в подлинности монеты, но и ...

Современная погодовка

News image

Многие люди собирают современную мелочь по годам, т.е. стараются собрать ме...

http://malina59.ru/ spa отели перми.

Авторизация





ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ в тверской монетной символике
История - Россия

 звериный стиль  в тверской монетной символике

Среди образов и символов, составляющих историческое наследие Тверских земель, особое место можно отвести изображениям на монетах. Около 30.000 учтенных на сегодня тверских средневековых монет позволяют выделять около 165 тверских монетных типов, когда в Твери существовало местное денежное производство (ок. 1413 - ок. 1570 гг.). До 1485 г. это была великокняжеская чеканка Тверских Великих князей. После присоединения Твери к Московскому государству здесь работал провинциальный Тверской денежный двор. Наиболее массовой в Твери была, скорее всего, чеканка времен Ивана Грозного, когда в рамках денежной реформы 30-х гг. XVI в. здесь велся денежный передел с чеканкой денег, полушек и пул. В тверской монетной символике можно выделять несколько больших блоков (антропоморфные, сюжетные изображения и др.). Наиболее представительна группа монет с зооморфными изображениями (птицы, звери и фантастические животные).

Изображения птиц (Рис. 1), составляют не менее 20 вар. Наиболее часто встречается изображение голубя (горлицы) - небесного вестника, знака обновленной жизни, верности и чистоты, а в христианской традиции - символа святого духа и преображения Иисуса Христа. Иконографически - это изображение птицы в профиль с выпуклым зобом, сложенными крыльями и силуэтом плавных очертаний (Гайд. 268, 271, 272, 369 и др.). Другой ряд популярных изображений - павлины - царская птица, символизирующая величие, плодородие и бессмертие, хорошо выделяется по своеобразному хохолку на голове и пышному хвосту (Гайд. 74, 82, 84, 85, 393, 394). Развитие в местной монетной символике получил и образ петуха - символа бдительности и воинственности. Иконографически он выделяется по своеобразному гребню на голове, хвосту и крыльям (Ор. 109, 110; Ор., II, 61). Несколько изображений можно интерпретировать как орла - царственную птицу, олицетворяющую власть, щедрость, божественное величие и бессмертие. Не многочисленность его изображений, выделяемые по мощному телу и крыльям, когтистым лапам, изогнутому клюву, прямому хвосту (Ор. 316, Гайд. 415), отражает его постепенный уход в рамки христианской символики, с обозначением не только одного из четырех апокалиптических зверей и символа евангелиста Иоанна, но и Иисуса Христа. Но что большинство изображений птиц, в силу своей условности, не могут быть подвергнуты видовому определению. Они отражают процесс постепенного слияния изображений птиц в один обобщенный образ, активно используемый на полушках и пулах XVI в. (М. т.3: а, б, в; Гайд. 360, 361, 362).

Изображения четвероногих зверей (Рис. 2), составляют ок. 20 вар. Наибольшую группу составляют изображения барса (пардуса) - четвероногих без грив, с вытянутыми мордами и длинными хвостами (Гайд. 145, 147, 148; Ор. 231 и др.), имеющими в символике охранительное значение как зверя великостию со льва, лютъ вельми и скоробегающъ . Использование образа льва - символа власти, мощи и величия отражало представления о сильной княжеской власти (Ор. 102; Ор. II, 61). Но обозначение образом льва бессмертного божественного духа Христа или стража святынь, и как символа евангелиста Марка вело к постепенному вытеснению его из светской символики, где его место занял образ лют зверя (Гайд. 364 и др.), который отражал процессе постепенного слияния образов четвероногих зверей в единый охранительный образ, с обобщенной идеей символического отражения власти и воинской доблести.

Наиболее загадочными в тверской монетной символике представляются изображения фантастических животных (Рис. 3), составляющих группу ок. 15 вар. Среди них наиболее распространено изображений грифона - мифического полуорла, полульва, олицетворяющего добрые охранительные силы. Его изображения есть не только на пулах и денгах великокняжеской (до 1485 г.), но и на пулах тверской чеканки нач. XVI в. (Ор. 238; Гайд. 48 - 63, 356, 357). Целый ряд изображений можно относить к драконам - популярному символу силы, бдительности и феодальной доблести - яко же змий страшен свистанием своим, тако и ты княже, наш, славен множеством вои . Среди драконов - четвероногие с чешуйчатым телом, когтями, крыльями и хвостом; четвероногие фантастические звери с рогами и зубастой пастью; двуногие драконы с хвостом и крыльями (Ор. 238, 299, 295 - 315; Гайд. 274, 381, 382, 384 ), и даже птица-дракон - василиск (Ор. 235) - мифологический страж сокровищ и сокрушитель врагов. Нельзя не отметить, что доброжелательное прочтение образа дракона постепенно было вытеснено. В монетной символике к. XV в. драконы (Гайд. 328 и др.) уже прочитывались как отрицательный образ. Среди образов великокняжеской чеканки можно отметить изображения кентавра (китовраса) - свободолюбивого и воинственного образа русского средневековья (Ор. 120, 319; Гайд. 363). Он изображался традиционно, как полуконь-получеловек, так и с крыльями, обнажающим меч. Это позволяет говорить о влиянии не только образов романского и византийского искусства, но и апокрифических текстов. Можно отметить использование образа быка в виде рогатой личины (Ор. 337-339; Гайд. 66-69). Бык - символ весны, возрождающейся жизни и власти, а в европейской традиции еще и символ воинской доблести. Появление его на анонимных пулах времен Вел. кн. Ивана Михайловича (1399-1425) хорошо отражает поиск тверскими правителями идей-образов сильной власти. Самым дискуссионным остается употребление в тверской монетной символике образа двуглавого орла - двухголовой птицы с мощными распахнутыми крыльями и хищными клювами (Жизн. 1314; Ор. 321, 322; Гайд. 359 и др.). Его геральдическая трактовка несколько отличается от образов тверской символики, где известны изображения со сказочной трактовкой (маленькие крылья; головы, повернутые друг к другу и т.д.), что позволяет относить тверские монетные изображения двуглавых орлов посл. трети XV - нач. XVI вв. к своеобразному символическому отражению политического влияния и зависимости от Москвы.

Активное использование зооморфных сюжетов в монетной символики Твери в XV - XVI вв. отражает эволюции звериного стиля средневекового русского искусства, хорошо известного в декоративно-прикладном искусстве Владимира, Новгорода, Пскова и Москвы в XII - XIV вв., и позволяет говорить о позднем этапе развития светской феодальной символики, с явными тенденциями слияния с церковной символикой и фольклорными образами. Что, на наш взгляд, отражает процесс формирования в позднем средневековье единого русского символического пространства.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Юбилейные монеты

Загадывай желания с монетой Палау

News image

Издавна люди считали, что по положению небесных тел можно предсказать св...

Нумизматический раритет F1

News image

В рамках 17 этапа чемпионата «Формулы-1», который проходит на новой тр...

Хоккейные деньги

News image

Три памятные серебряные монеты серии Выдающиеся спортсмены России по...

Нумизматы

Антонин Прокоп

News image

Антонин Прокоп (4 июня 1876), выдающаяся личность среди чешских нумизматов и ...

Рассеяный коллекционер

News image

Кто-то теряет, кто-то находит. Народная мудрость. К сожалению, случается такое и ...

Подросток-нумизмат

News image

15-летний Девипрасад Мангарадж (Deviprasad Mangaraj) из Индии добился всемирной известности за...