Нумизматика и нумизматы rss feed Нумизматика - Уздеников. Монеты России ХVIII-ХХ вв - Пробные монеты XIX в. общегосударственные с двойным (русским и польским) обозначением номинала и русско-польские

Рекламный блок

Интересное:

Реальная стоимость монет СССР

News image

Многих людей интересует, какова же реальная стоимость монет СССР. Наверняка у ...

Сколько стоит рубль?

News image

Современному коллекционеру необходимо разбираться не только в подлинности монеты, но и ...

Современная погодовка

News image

Многие люди собирают современную мелочь по годам, т.е. стараются собрать ме...

Авторизация





Пробные монеты XIX в. общегосударственные с двойным (русским и польским) обозначением номинала и русско-польские
Библиотека - Уздеников. Монеты России ХVIII-ХХ вв

Среди монет, чеканившихся в XIX в. в России и предназначавших­ся для обращения на территории Царства Польского, имеется сравни­тельно небольшое количество пробных монет, находящихся в настоя­щее время в различных государственных и частных собраниях. Все эти пробные монеты датированы либо 1818 г., либо 1840 и 1841 гг.

Пробные русско-польские монеты 1818 г. из драгоценных метал­лов достоинством в 25, 5, 2 и 1 злотый (рис. 1 — 4) отличаются от ана­логичных монет массового выпуска, чеканившихся в 1816 — 1817 гг. (одна из них показана на рис. 5), улучшенным внешним оформлени­ем. Они имеют правильную цилиндрическую форму, что свидетель­ствует о чеканке их в кольце, рубчатый гурт на 25 - и 1-золотовике и гуртовую надпись на 5 - и 2-золотовике вместо применявшегося ранее шнуровидного гурта, а обе стороны их снабжены выпуклым ободком, защищающим надписи и изображения от повреждений и преждевре­менной потертости. Эти улучшения в 1819 — 1821 гг. были внедрены в массовую чеканку монет достоинством в 50 и 2 злотых, ас 1822 г. они появляются и на монетах достоинством в 25 и 1 злотый. Однако новые монеты массового выпуска (одна из них показана на рис. 6) имеют, по сравнению с пробными монетами, иной рисунок портрета Александра I, а гуртовая надпись на 5 - и 2-золотовике была заменена рубчатым гуртом, стандартным для всех остальных монет из золота и высокопробного серебра.

Что касается монет из биллона (10 и 5 грошей) и медных монеа (3 и 1 грош), то, согласно сведениям, содержащимся в польском ка­талоге Ч. Каминского и Э. Копицкого, в 1818 г. были отчеканены (видимо, в кольце) пробные монеты: 3-грошевик с рубчатым и глад­ким гуртом и с защитным ободком, а также 5-грошевик с рубчатьш гуртом. Ав1819 — 1820 гг. чеканка в кольце была внедрена в массо­вое производство всех биллонных и медных русско-польских монет однако защитный ободок и рубчатый гурт нашли применение только на 3-грошевиках, тогда как 10-, 5 - и 1-грошевики по-прежнему чека­нились с гладким гуртом и без защитного ободка.

Судя по некоторым документам и дошедшим до нас пробным мо­нетам, вопрос о необходимости улучшения оформления русско-поль­ских монет из биллона поднимался и позднее. Так, в 1838 г. было от­клонено предложение Варшавского монетного двора от 3 марта этого года о чеканке 10-грошевиков с рубчатым гуртом, а в 1840 г. появ­ляются два пробных 10-грошевика с различными видами защитного ободка (рис. 7, 8). Эти пробные монеты также не были утверждены.

Появление нескольких пробных 1-грошевиков, датированных 1840 и 1841 гг., было связано с необходимостью пресечения деятельности фальшивомонетчиков, поскольку к 1840 г. приобрели массовый ха­рактер случаи фабрикации фальшивых 10-грошевиков из 1-грошеви­ков образца 1835 г. Так, в предписании, направленном 1 сентября 1840 г. из Комиссии финансов Царства Польского в адрес Варшав­ского монетного двора, указывается, что ...вид грошей дал повод злоумышленникам к подделке грошевой монеты в 10-грошевую по­средством полуды и выставления возле цифры 1 нуля . В другом до­кументе, относящемся к этому же вопросу (представление Комиссии финансов Царства Польского от 28 января 1846 г. ), отмечалось, что ...такие десятигрошевики (фальшивые. — В. У.) попадаются с неко­торого времени довольно часто .

Как следует из первого документа, для изготовления фальшивых 10-грошевиков медные 1-грошевики покрывались тонким слоем оло­ва, на их реверс, справа от цифры 1 , наплавлялся более толстый слой олова, и из этой наплавки вырезалась цифра 0 . Такая фальси­фикация оказывалась возможной потому, что 10-грошевики и 1-гро­шевики образца 1835 г. имели совершенно одинаковое оформление аверса, весьма схожее оформление реверса и практически одинако­вые размеры и вес (рис. 9, 10); кроме того, низкопробное серебро (18 1/2 пробы), из которого чеканились 10-грошевики, по цвету ма­ло отличалось от использовавшегося фальшивомонетчиками олова. В то же время не было отмечено ни одного случая изготовления фаль­шивых 10-грошевиков из 1-грошевиков образца 1816 г., поскольку до 1835 г. внешнее оформление этих двух монет имело существенные различия (рис. 11, 12).

Вполне очевидно, что перед Варшавским монетным двором неиз­бежно должна была возникнуть необходимость разработки нового оформления либо 10-грошевика, либо 1-грошевика, которое исклю­чило бы возможность фальсификации. Пробные монеты, представ­ленные на рис. 13 — 19, как раз и свидетельствуют о поисках такого оформления.

В 1840 г. Варшавский монетный двор опробовал два изменения стандартного оформления 1-грошевика: удаление венка с его реверса (см. рис. 13, 14), а также уменьшение изображения гербового орла на его аверсе (рис. 14). Оценив эти нововведения, Варшавский монетный двор остановился на варианте 1-грошевика с уменьшенным изображени­ем гербового орла на аверсе и без венка на реверсе (см. рис. 14). Рису­нок этой монеты и был представлен дирекцией монетного двора в ка­честве рекомендуемого образца в Комиссию финансов Царства Поль­ского 27 июля 1840 г. В представлении монетного двора рекомендо­валось не только начать чеканку 1-грошевиков с измененным внеш­ним оформлением, но также изъять из обращения все 1-грошевики образца 1835 г. и перечеканить их предлагаемыми новыми штемпеля­ми. Отрабатывая новый образец монеты, Варшавский монетный двор отчеканил некоторое количество пробных 1-грошевиков, подобных представленным на рис. 13, 14, в серебре. Это было сделано, несом­ненно, для того, чтобы проверить, обеспечивает ли измененное офор­мление достаточное различие между новым 1-грошевиком и 10-гро-шевиком при одинаковом цвете этих монет, т. е. в случае, если новый 1-грошевик будет покрыт оловом.

Комиссия финансов Царства Польского, рассмотрев представлен­ный Варшавским монетным двором образец, признала изменения, внесенные во внешнее оформление 1-грошевика, недостаточными и предписанием от 1 сентября 1840 г. обязала монетный двор разрабо­тать новый образец, на котором цифра 1 в обозначении номинала была бы заменена словом ОДИН . Во исполнение этого предписания Варшавский монетный двор изготовил новый штемпель реверса со словесным обозначением номинала, а рисунок 1-грошевика, отчека­ненного с использованием этого штемпеля и датированного 1841 г. (рис. 15), представил в Комиссию финансов Царства Польского с препроводительным письмом от 5 января 1841 г. В этом письме, объясняя причину четырехмесячной задержки с изготовлением ново­го штемпеля, дирекция монетного двора ссылается на какие-то труд­ности, будто бы возникшие при размещении на штемпеле словесного обозначения номинала. В действительности же основной причиной задержки послужило, скорее всего, то обстоятельство, что вначале этот штемпель был изготовлен с ошибкой в написании слова ОДИН , и его пришлось изготавливать заново, причем ошибка была обнаружена, по-видимому, слишком поздно, поскольку дефектным штемпелем были уже начеканены пробные 1 - грошевики с различны­ми вариантами аверса (рис. 16, 17). Интересно также отметить, что на этот раз Варшавский монетный двор не стал изготавливать сереб­ряные экземпляры 1-грошевика (с целью проверки эффективности нового изменения его оформления) то ли потому, что не хватило на это времени, то ли потому, что новое изменение вносилось уже не по инициативе самого монетного двора, а по указанию свыше, а возмож­но, и потому, что теперь оформление реверса было изменено на­столько радикально, что исключало возможность фальсификации.

Несмотря на точное выполнение Варшавским двором указаний Ко­миссии финансов, массовая чеканка 1-грошевиков нового образца не была начата в 1841 г. по той причине, что в это время правительством Николая I уже было принято решение о введении на территории Цар­ства Польского общегосударственной монетной системы (именной указ от 21 января 1841 г. ), и чеканка русско-польских монет офи­циально была прекращена. Однако ввиду острой потребности в мест­ной разменной монете Варшавскому монетному двору было негласно разрешено продолжать чеканку монет образца 1835 г., но штемпеля­ми, датированными только 1840 г. (отношение к наместнику Царства Польского от 2 июля 1841 г.), что позволяло в какой-то мере скрыть факт такой чеканки, противоречивший официальному решению пра­вительства. В результате чеканка медных русско-польских монет, да­тированных 1840 г., продолжалась до сентября 1849 г. (предписание главного директора Комиссии финансов от 30 августа 1849 г. ), 1-грошевики образца 1835 г. по-прежнему находились в обращении, а потому не прекращалось изготовление фальшивых 10-грошевиков.

Учитывая все это, Варшавский монетный двор 20 января 1845 г. вновь обратился в Комиссию финансов Царства Польского с пред­ложением об изменении внешнего оформления 1-грошевика и прило­жил в качестве образца рисунок монеты со словесным обозначением номинала, уменьшенным изображением гербового орла и датой 1840 , т. е. с той датой, под которой с 1842 г. чеканились все русско-польские монеты (см. рис. 19). Теперь становится понятным, почему пробные 1-грошевики, датированные 1840 г. (рис. 18, 19), имеют правильное написание слова ОДИН в обозначении номинала ( JEDEN ), а в следующем, 1841 г. вдруг появляются аналогичные монеты (см. рис. 16,17) с ошибочной надписью ( IEDEN ): просто штемпель реверса, датированный 1840 г., в действительности был из­готовлен в начале 1846 г., тогда как дефектный штемпель 1841 г. был первым из штемпелей со словесным обозначением номинала.

На основании предложения Варшавского монетного двора Комиссия финансов представила 9 февраля 1846 г. соответствующий проект пра­вительственного решения в Совет управления Царства Польского и получила отказ, на этот раз окончательный. Причина отказа доста­точно понятна: появление в обращении 1-грошевика нового образца спустя пять лет после принятия официального решения о прекраще­нии чеканки русско-польских монет со всей очевидностью обнаружи­ло бы, что такая чеканка продолжается, а датировка нового 1-грошевика 1840 г. выглядела бы просто нелепой. Таким образом, проект изменения внешнего оформления 1 - грошевой русско-польской моне­ты так и остался нереализованным.

В некоторых нумизматических изданиях, в том числе в Корпусе русских монет вел. кн. Георгия Михайловича, 10-грошевик 1840 г. с точечным защитным ободком (см. рис. 8) и 1-грошевик 1840 г. с обычным изображением гербового орла на аверсе, без венка и с циф­ровым обозначением номинала на реверсе (см. рис. 13) считаются новодельными. Причиной такого вывода является, видимо, то обстоя­тельство, что эти две пробные монеты, в отличие от аналогичных мо­нет массового выпуска, чеканены без кольца, о чем свидетельствуют следы смещения их штемпелей относительно монетного кружка. Однако без кольца чеканены и некоторые другие пробные монеты 1840 — 1841 гг., например 1-грошевики, представленные на рис. 17 и 19, а потому несом­ненно правильной представляется позиция авторов польского каталога Ч. Каминского и Э. Копицкого, которые считают эти монеты подлин­ными. Кстати сказать, до выхода каталога Ч. Каминского и Э. Копицко­го русским нумизматам было вообще неизвестно о существовании 1-гро-шевика со словесным обозначением номинала, обычным изображением гербового орла и датой 1840 (см. рис. 18).

В связи с предстоявшим (во исполнении именного указа от 21 ян­варя 1841 г.) введением на территории Царства Польского общегосу­дарственной денежной системы, в 1841 г. была официально прекра­щена чеканка:

русско-польских биллонных и медных монет достоинством в 10, 5, 3 и 1 грош, чеканившихся на Варшавском монетном дворе;

общегосударственных золотых и серебряных монет с двойным (русским и польским) обозначением номинала достоинством в 3 руб. — 20 злотых, 11/2 руб. — 10 злотых, 3/4 руб. — 5 злотых, 30 коп. — 2 злотых и 15 коп. — 1 злотый, чеканка которых производилась на Петербургском и Варшавском монетных дворах с 1832 г.

В то же время Варшавскому монетному двору, как уже говорилось, бы­ло разрешено временно чеканить биллонные и медные русско-польские монеты в 10, 5, 3 и 1 грош с использованием штемпелей, датированных только 1840 г. А с 1842 г., на основании утвержденного доклада министра финансов от 21 марта 1841 г., на этом же дворе была продолжена чекан­ка общегосударственных серебряных монет с двойным (русским и поль­ским) обозначением номинала, но других достоинств: 25 коп. — 50 гро­шей, 20 коп. — 40 грошей, 10 коп. — 20 грошей и 5 коп. — 10 грошей, причем монеты двух последних номиналов (рис. 20, 21) были отчеканены весьма ограниченным тиражом и только в 1842 г., а потому фактически представляют собой пробную серию.

Но кроме этих двух мероприятий, направленных на обеспечение населения Царства Польского национальной разменной монетой, су­ществовал также проект 1841 г., называвшийся О биллоне Царства Польского . Этот проект предусматривал выпуск с 1842 г. новой се­рии разменных монет, отличавшихся от русско-польских монет об­разца 1835 г. только внешним оформлением. На аверсе всех монет новой серии предполагалось поместить портрет Александра I, круго­вую надпись на польском языке Александр I император всероссий­ский, король польский и знак Варшавского монетного двора MW , а на реверсе — круговую надпись на польском языке Николай I им­ператор всероссийский, король польский правящий , дату чеканки и двойное обозначение номинала: на биллонных монетах — 5 копеек — 10 грошей и 2 1/2 копейки — 5 грошей , на медных монетах — 1 1/2 копейки — 3 гроша и 1/2 копейки — 1 грош .

Не вызывает сомнения, что монеты, представленные на рис. 22 и 23, имеют непосредственное отношение к проекту О биллоне Царст­ва Польского . Остается только установить действительный характер этих монет, поскольку единой точки зрения по данному вопросу на сегодня нет. В Корпусе русских монет вел. кн. Георгия Михайловича двусторонняя монета (рис. 23) предположительно отнесена к новоде­лам, а в польском каталоге Ч. Каминского и Э. Копицкого она счи­тается подлинной. В качестве подлинника была впервые опублико­вана в 1986 г. в книге Монеты России и уникальная односторон­няя монета (см. рис. 22), находящаяся в собрании Государственного Исторического музея. Попытаемся выяснить все те факторы, на осно­вании которых может быть либо подтверждена, либо оспорена по­длинность этих монет.

Штемпель, которым оттиснут аверс обеих монет, полностью соот­ветствует описанию, приведенному в проекте О биллоне Царства Польского , и тем не менее одна особенность этого штемпеля вызы­вает сомнение в его подлинности. Дело в том, что портрет Александра I переведен на этот штемпель с маточника, который использовался при изготовлении штемпелей аверса золотых 25-злотовых русско-поль­ских монет, чеканившихся в 1822 — 1825 гг. (рис. 24), тогда как для монет, выпускавшихся после смерти Александра I, обязательным явля­ется другой его портрет — в лавровом венке (рис. 25). Отсутствие ука­заний на этот счет в словесном описании монет нового образца, а так­же отсутствие их проектных рисунков не позволяет определить, было ли такое отступление от установленного порядка специально предус­мотрено проектом, или же оно появилось по какой-то другой причи­не. А такой причиной могло быть изготовление этого штемпеля спе­циально для чеканки новодельных монет, которые, как известно, могли иметь весьма существенные отличия от утвержденных образцов. И все же рассматриваемый нами штемпель скорее всего является подлинным. Изготовлен он был несомненно на Варшавском монет­ном дворе: ведь для его изготовления был использован, как уже гово­рилось, маточник 25-золотовика, а эта монета чеканилась только в Варшаве, и потому инструмент для изготовления ее штемпелей вряд ли мог находиться на каком-либо другом монетном дворе. В то же время сведения, содержащиеся в каталоге Ч. Каминского и Э. Копиц-кого, свидетельствуют о том, что новоделы, являющиеся продукцией Варшавского монетного двора, оттиснуты только теми штемпелями, которые были в свое время изготовлены для чеканки подлинных мо­нет (хотя и не всегда для этого использовались), а все новоделы, не имеющие прототипов среди подлинных русско-польских монет, отче­канены на Петербургском монетном дворе, как, например, 3-гроше-вик 1815 г. с рубчатым ободком (рис. 27). Следовательно, в отличие от Петербургского и Екатеринбургского монетных дворов, Варшав­ский монетный двор не изготавливал штемпелей, специально пред­назначавшихся для чеканки новоделов, а потому не должен быть та­ковым и штемпель аверса монет, изображенных на рис. 22, 23.

Реверс двусторонней монеты (см. рис. 23) оттиснут штемпелем ре­верса стандартного 5-грошевика образца 1835 г. (рис. 26). Насколько правомерным было использование такого штемпеля для чеканки этой монеты? Его датировка (1841 г.) вполне соответствует времени, когда могла быть отчеканена пробная монета нового образца, т. к. именно 1841 г. датируется проект О биллоне Царства Польского . Номинал хотя и обозначен на этом штемпеле только в польских грошах, но по существу он полностью соответствует номиналу монеты нового об­разца достоинством в 2 1/2 коп. — 5 грошей. Таким образом, судя по этим двум характеристикам, штемпель реверса стандартного 5-гро­шевика мог бы быть использован для временной замены штемпеля реверса нового образца. Однако в действительности это далеко не так. Дело в том, что на аверсе монет новой серии помещены имя, ти­тул и портрет давно умершего Александра I, провозглашенного вос-создателем Польши, и чтобы эти монеты не могли быть причислены к монетам, выпускавшимся в царствование Александра I, на их ревер­се обязательно должны быть указаны имя и титул правящего импера­тора. Так сделано на русско-польских портретных монетах массового выпуска 1826 — 1834 гг., так предусмотрено и проектом О биллоне Царства Польского . Поскольку штемпель реверса стандартного 5-гро­шевика этому требованию не отвечал, он не мог быть использован для чеканки пробной монеты. Если же монета, изображенная на рис. 23, пробной не является, а представляет собой технологический оттиск штемпеля аверса с использованием случайно выбранного штемпеля реверса, то такой оттиск не должен был оказаться за пределами Варшавского монетного двора, да еще будучи размноженным в значи­тельном количестве экземпляров. Таким образом, имеется полное основание считать, что на рис. 23 представлена новодельная монета, изготовленная на Варшавском монетном дворе с использованием двух подлинных штемпелей: штемпеля аверса монеты достоинством в 2 1/2 коп. — 5 грошей, изготовленного по проекту О биллоне Царст­ва Польского , и штемпеля реверса стандартного 5-грошевика 1841 г. (за неимением подлинного штемпеля реверса нового образца). Такое искусственное сочетание штемпелей двух совершенно различных мо­нет в одной паре практиковалось при изготовлении новоделов доста­точно часто, невзирая на абсурдность получавшихся при этом компо­зиций.

Что же касается уникальной односторонней монеты (см. рис. 22), то она не должна быть новодельной уже потому, что односторонний кружок подобного вида ни в коем случае не мог удовлетворить запро­сы собирателей новодельных монет, т. к. он не только не дает пред­ставления о номинале монеты и времени ее чеканки, но без сопостав­ления его с письменным источником вообще не позволяет однознач­но утверждать, что он оттиснут монетным штемпелем и не является, к примеру, жетоном. А проект О биллоне Царства Польского был опуб­ликован в доступном для коллекционеров издании только в 1893 г., т. е. спустя три года после запрещения изготовления в России новоде­лов и по прошествии 29 лет с момента прекращения функционирова­ния Варшавского монетного двора. Поэтому можно с полной уверен­ностью утверждать, что именно эта односторонняя монета и является единственно известной подлинной пробной монетой, отчеканенной в 1841 г. на Варшавском монетном дворе в соответствии с проектом О биллоне Царства Польского . Номинал ее в 2 1/2 коп. — 5 грошей подтверждается ее лигатурной массой, равной 1,38 г (нормативная лигатурная масса 5-грошевика, согласно монетной стопе, утвержденной для биллонных русско-польских монет, равна 1,45 г). Эту монету, ко­нечно же, не предполагалось использовать в качестве образца для массовой чеканки. Скорее всего, она помогла в решении каких-то технических вопросов на начальной стадии рассмотрения проекта, а изготовленный для нее штемпель с портретом Александра I был, ви­димо, экспериментальным, поэтому не имело значения, какой порт­рет будет помещен на таком штемпеле — устаревший или соответст­вующий времени выпуска новых монет.

Проект О биллоне Царства Польского не был реализован. При­чины этого прослеживаются достаточно отчетливо. Во-первых, моне­ты, выпуск которых предусматривался проектом, по существу долж­ны быть отнесены к общегосударственным монетам с двойным (рус­ским и польским) обозначением номинала. Но если монеты этой серии, выпускавшиеся с 1832 по 1841 г. (с исчислением номинала в рублях — копейках и польских злотых), а затем с 1841 по 1850 г. (с исчислением номинала в копейках и польских грошах), были оформлены как русскоязычные монеты, и только номинал в злотых или грошах был обозначен на них по-польски, то согласно проекту О биллоне Царства Польского новые монеты предполагалось офор­мить как польскоязычные с написанием по-русски только их номина­ла в копейках. Поскольку же монеты с двойным (русским и поль­ским) обозначением номинала были призваны служить проводника­ми общегосударственной денежной системы, вводившейся на терри­тории Царства Польского взамен национальной с 1841 г., польско-язычное оформление таких монет фактически противоречило их предназначению. Во-вторых, предусмотренное проектом использова­ние для чеканки монет достоинством от 5 до 1/2 коп. портретных штемпелей (видимо, с целью затруднить их подделку) делало такие монеты убыточными для казны ввиду высокой, несоразмерной с на­рицательной ценой монет, стоимости инструмента, необходимого при изготовлении этих штемпелей. Наконец, разрешение Варшавскому монетному двору продолжить чеканку биллонных и медных русско-польских монет штемпелями, датированными 1840 г., вообще сни­мало всякую необходимость в реализации проекта О биллоне Царст­ва Польского .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Юбилейные монеты

А.П. Чехов на монете Тувалу

News image

Австралийский монетный двор (г. Перт), продолжая серию монет «Великие умы Ро...

Памятные и инвестиционные монеты Ба

News image

В рамках своей эмиссионной деятельности Банк России выпускает в обр...

Монеты Австралии, посвященные чемпи

News image

Чемпионат мира по футболу (часто называемый также Кубок мира по фу...

Нумизматы

Коллекция цента за миллион

News image

В Нью-Йорке на всеобщее обозрение была выставлена коллекция монет достоинством в ...

Старинные монеты и нумизматика - ув

News image

Нумизматика как область коллекционирования зародилась давно, около 600 лет назад. В ...

П. В. Зубов – выдающийся коллекцион

News image

Павел Васильевич Зубов, один из крупнейших коллекционеров-нумизматов России, скончался неожиданно в ...